Главная » Файлы » Мои файлы |
05.03.2012, 17:33 | |
Шаргород (старинное название Шарый Городок, пол. Шарогруд, встречаются названия Шарыгруд или Шарогрудка, а также Шайгород, евр. Шаригрод)- город, районный центр Винницкой области, до 1923 года — местечко Могилёвского уезда Подольской губернии. Шаргород расположен на берегах р. Мурашки (приток р. Мурафы Днестровского бассейна) при впадении в неё р. Колбасной, на расстоянии 12 км от автотрассы Киев — Житомир — Винница — Могилёв. От областного центра Шаргород удалён на 94 км. Заботясь об укреплении обороны юго-восточных окраин Речи Посполитой, король Стефан Баторий пожаловал в 1579 г. Яну Замойскому, канцлеру и верховному гетману коронному, безлюдную пустошь у границы Подольского воеводства с Брацлавским, между речками Мурашкой и Колбасной. По замыслу короля, здесь следовало возвести укреплённый замок, который смог бы обеспечить зашиту края, обезлюдневшего вследствие непрестанных набегов татарских орд. Король освобождал новых поселенцев этих мест от уплаты податей сроком на двадцать лет. В 1583 г. канцлер Замойский расширил свои владения у восточной границы Подольского воеводства, приобретя у каменецкого епископа Карчмаровскую волость, лежавшую в верховьях Мурашки. На высоком мысу при слиянии рек Мурашки и Колбасной он заложил замок, который должен был контролировать издавна существовавшие здесь переправы. В том же году в поселение у стен замка прибыло 260 человек. В 1585 г. оно получило название Шарый Городок, а весь край, прилегавший к реке Мурашке, стал называться Шаргородской волостью . Польский король Сигизмунд III, учитывая стратегическое и торговое значение шаргородского замка и потребности развития поселения, 26 января 1588 г. пожаловал Шаргороду городские права. В систему оборонительных сооружений города входило здание синагоги крепостного типа. Князья Замойские, имея опыт деловых контактов с евреями, старались, видимо, поддержать развитие шаргородской общины: едва ли без их помощи евреи могли возвести столь значительных размеров каменное сооружение уже в 1589 г.,то на юго-восточной окраине недалеко от места впадения Колбасной в Мурашку. Во время нападения казаков в 1595 г. вся община могла укрыться за двухметровой толщей стен своей синагоги. В 1599 г. в городе насчитывалось «несколько сотен домов». Хорошо укреплённый и вооружённый Шаргород быстро вошёл в число самых многолюдных городов Подольского воеводства. Перепись 1629 г. зарегистрировала здесь 646 «дымов» , из чего можно заключить, что население Шаргорода в это время превысило три тысячи человек. В 1640-х годах еврейская община Шаргорода стала одной из самых крупных в Подолии: одни авторы упоминают тысячу еврейских домов, другие – триста . Евреи жили компактно на территории Старого города. Раввином Шаргорода и главой раввинского суда был р. Моше Мах, а после его смерти этот пост унаследовал его сын р. Яков Элиягу Православное мещанство поддержало подступившие к городу в начале июля 1648 г. отряды казацких полковников Ганжи и Кривоноса. Небольшой гарнизон замка, не дожидаясь приближения казаков, бежал на запад, в Замощь. Город и замок сдались без единого выстрела. 6 июля туда вошли около полутора тысяч казаков, в руки которых попал весь огромный арсенал Замойских. Отсюда они двинулись на Томашполь, но столкнулись с польским отрядом и получили отпор. 10 июля Шаргород был снова занят поляками. После подписания 18 августа 1649 г. Зборовского мирного договора линия размежевания между казацкой и польской территориями прошла от Винницы до Ямполя через Браилов, Станиславчик, Мурафу, Шаргород, Черневцы, Стену. Таким образом, Шаргород, к тому времени ставший сотенным городом Брацлавского полка, стал одним из пограничных городов территории, находившейся под управлением казацкого полковника Данилы Нечая. Осенью 1650 г. весь регион от Шаргорода до Брацлава был охвачен эпидемиеи чумы. В мартирологе уничтоженных в годы хмельнитчины еврейских общин «Тит Гаявен» («Непролазная грязь») вот что рассказывается о шаргородской резне: «И было там около трёхсот богатых домохозяев, с утра до вечера усердно изучавших Тору, и были убиты все.» Вероятно, некоторой части еврея Шаргорода всё же удалось спастись Между 1672 и 1699 гг. Шаргородская волость вместе со всем Подольским воеводством принадлежала Османской империи. Занятый турками в 1674 г. Шаргород был назван ими Малым Стамбулом — «Кучук Стамбул». Вероятно, в то же время и евреи стали называть местечко Истамбул Зута — «Малый Стамбул». Турки заботились о восстановлении городских построек и крепостных сооружений, о заселении города и восстановлении городского хозяйства. Одно из самых красивых его сооружений — синагогу — они заняли под мечеть. Известно, что турецкие власти, традиционно терпимые к евреям, предпочитали их полякам и украинцам в качестве городского населения, особенно ввиду продолжавшихся в течение 1670-х гг. попыток завоевания города то польскими, то казацкими войсками. Но мы не располагаем сведениями о проживании евреев в Шаргороде в период турецкого управления. В 1699 г. османы, по условиям Карловицкого договора вынужденные покинуть Подолию, оставили и Шаргород. Шаргородская община сформировалась заново в первые десятилетия XVIII в. С возвращением Шаргорода в начале XVIII в. к польским владельцам начался новый этап жизни и развития города. В этот период в Шаргороде проживало совсем немного жителей, среди них были евреи. После казацких выступлений 1702—1704гг. в городе был размещён польский гарнизон. Ещё долго Шаргородщина оставалась незаселённой, а городские укрепления лежали в руинах. Известно, что в 1710 г. в Шаргороде уже существовала община, содержавшая своего раввина. В начале XVIII в. евреи, составлявшие, по-видимому, большинство населения, заняли и ведущие позиции в хозяйственной жизни возрождающегося города. В 1734 г. Шаргород пострадал от погрома, который устроила одна из гайдамацких банд, участвовавших в антипольском выступлении казаков под началом шаргородского сотника Верлана. Перепись 1765 г., в проведении которой участвовал раввин р. Новах Михалович, зарегистрировала 2219 евреев, приписанных к шаргородской общине — в то время это была самая крупная еврейская община Подолии . С конца 1730-х гг. евреи Шаргорода оказались в сфере непосредственного влияния основателя хасидского движения р. Исраэля Баал Шем Това (Бешта), неоднократно приезжавшего сюда с проповедями. После разделов Польши при образовании Подольской губернии Шаргород вошел в её Ямпольский уезд (с 1848 г. — в Могилёвский). Согласно описанию землемера, сделанному в 1799 г., в Шаргороде насчитывалось уже 283 еврейских дома, а также в торговых рядах «лавок каменных 36, малых 38. Введение в 1827 г. натуральной рекрутской повинности для евреев и возложение на общины обязанности поставлять рекрутов привели к окончательному падению престижа общинных руководителей («кагальных»), всеми правдами и неправдами спасавших своих близких от рекрутчины. Согласно официальным данным в 1853 г. в Шаргороде была одна синагога и два молитвенных дом. В 1871 г, шаргородские евреи оказались под пристальным вниманием полиции в связи с подозрением в сборе средств в пользу общины хасидов в Иерусалиме: в Шаргороде арестовали прибывшего из Иерусалима еврея, турецкого подданного. Попытка погрома в апреле 1885 года оказалась совершенно неожиданной для евреев, привыкших к мирным отношениям с крестьянами (погромы 1881 — 1882 гг. не коснулись Шаргорода). «В волостное управление были созваны все христианские новобранцы окрестности. Напившись пьяными, они начали придираться к каждому встречному еврею. Собралась толпа евреев, которая стала защищаться, и тогда завязался настоящий бой. Все лавки и магазины вмиг были закрыты, женщины попрятались в погребах. Слух, что „жидов бьют», быстро распространился по всему городу, и местные крестьяне моментально сбежались на базар, и уже готовы были ринуться на лавки, но известие о том, что один мальчик убит, сильно охладило толпу мещан и крестьян, которые, боясь ответственности за убийство, немедленно разошлись по домам». Хасидизм, враждебно встреченный в Шаргороде в первой половине XVIII в., в XIX в. воспринимался большинством евреев как наиболее приемлемая форма иудаизма. В 1884 г. купец Б. Сорокер построил каменное двухэтажное здание, верхний этаж которого был предназначен для бейт-мидраша, а нижний для талмуд-торы. В начале 1890-х гг. в Шаргороде открылось частное еврейское училище для мальчиков, где преподавали еврейскую и русскую грамоту, еврейскую историю, Закон Божий, Библию и общие предметы. В 1880—1890-х гг. общественная активность шаргородских евреев, которых в это время насчитывалось около четырёх тысяч В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, с общим оживлением экономики улучшилось и положение шаргородской еврейской общины, насчитывавшей уже около 5 000 человек. Евреи держали практически все торговые заведения Шаргорода: 27 бакалейных лавок, 8 мучных, 3 мясных, 2 рыбных, 2 хлебных, магазин вин и гастрономических продуктов, а также все 29 мануфактурных магазинов и лавок, 11 галантерейных, 8 кожевенных, 7 железно-скобяных, одну посудную лавку, лавку изделий из пеньки, часовой магазин книжный и писчебумажный магазин. Евреям принадлежали четыре аптечных и шесть лесных складов, склад сельскохозяйственных машин и орудий, четыре гостиницы, мёдоваренный завод (Э. Ройбман), мельница в Слободе Шаргородской (арендатор Н. Шпун) и типография (В. Беккер). В годы Гражданской войны Шаргород пережил все невзгоды, выпавшие на долю большинства еврейских местечек Подолии. Летом 1919 г. воинские части Директории устроили здесь погром. Согласно донесению начальника отдела национальных автономий Украинской Народной Республики Е. Бограда от 3 сентября 1919 г. во время погрома в Шаргороде было убито около ста евреев, а многие из спасшихся бегством умерли от голода, спрятавшись за холмами, окружавшими местечко. Весной 1920 г. в местечке установилась советская власть. В 1923 г., когда Шаргород стал районным центром, в нём проживало всего 2 450 человек (из них 1918 евреев). В 1925 г. здесь был создан еврейский местечковый совет делопроизводство которого велось на идише, были организованы различные артели кустарей. С середины 1920-х гг. вплоть до начала фашистской оккупации в Шаргороде работал еврейский колхоз «Красный пахарь», бессменным председседателем которого был Л. Крупник. В 1930-х гг. власти закрыли одну за другой все шаргородские синагоги (здание старинной Большой синагоги было занято под крупорушку), миньян стал собираться в частном доме. Перед войной здесь проживало в 1939 г. 1664 евреев (74% населения). Оккупация Шаргорода продолжалась с 22 июля 1941 г. по 20 марта 1944 г. Ко времени оккупации в Шаргороде оставалось большая часть еврейского населения. Лишь мужчины призывного возраста ушли на фронт, да отдельные семьи успели эвакуироваться. В общей сложности в оккупированном Шаргороде оказалось около 1800 евреев. После того как через город прошли немецкие, венгерские и итальянские воинские части, здесь установился оккупационный режим румынской администрации: Шаргород оказался на территории Транснистрии. Евреи, собранные в неогороженном гетто на улицах Ленина и Маркса, были обязаны носить жёлтую нашивку на одежде и пометить свои дома металлическими щитами с изображением шестиконечной звезды. Для проживания евреям было отведено 337 частных домов, в которых имелось, по официальным данным, 842 комнаты. В течение осени сюда были депортировны и размещены в частных домах и нескольких общественных зданиях ещё около 700 евреев из Бессарабии и несколько тысяч – из Румынии. Статистическое обследование, которое евреи провели в Шаргороде в декабре 1941 г., выявило около 7000 человек, проживавших в гетто. Был создан совет объединённой еврейской общины, который возглавил Меир Тейч, бывший председатель общины Сучавы; шаргородцев в совете представлял пользовавшийся всеобщим уважением бухгалтер Соломон Шмулевич. Совет общины смог оказать помощь и защиту узникам гетто: еврейские активисты из Румынии умели договариваться с румынской оккупационной администрацией, нередко прибегая к взяткам (румынские евреи, депортированные в основном из Сучавы, привезли с собой деньги и вещи). Общинный совет спас многих узников от принудительных работ и депортации в лагеря, он заранее сообщал о возможных облавах, с тем чтобы евреи успевали укрыться в шаргородских катакомбах. Шаргородское гетто, третье по численности (после Могилёва-Подольского и Бершади) на территории Транснистрии, было известно как самое организованное и надёжное. Многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из зоны немецкой оккупации, нашли здесь убежище. Совет общины (состоявший из 25 человек) уже осенью 1941 г. провёл самые необходимые мероприятия: открыл пекарню, продававшую хлеб по низкой цене, столовую, где кормили супом бедных, и продуктовый магазин. Была организована еврейская милиция, в которую вошли 15 лучших молодых сионистов из румынских евреев во главе с офицером, юристом по образованию, и двое местных евреев. Крайне высокая плотность населения, недостаток еды, мыла, чистой воды (в местечке было всего четыре колодца, из которых каждый черпал воду своей посудой), дров, а также жесточайшие морозы зимы 1941/42 годов стали причиной эпидемии тифа. Из 27 врачей, бывших в гетто, 23 заболели тифом; 12 из них скончались. Совет общины прилагал все усилия, чтобы противостоять эпидемии: в гетто была открыта аптека, больница, действовала городская санитарно-эпидемиологическая станция, было налажено производство мыла, очищены колодцы, отремонтированы электростанция и баня. К апрелю 1942 г. эпидемия тифа угасла. В течение 1942 — 1944 гг. евреев шаргородского гетто использовали как рабочую силу на строительстве дорог Мурафа —Ярошенка и Сосновка — Жмеринка. Совет общины пытался оказать всевозможную помощь тем, кого отправляли на принудительные работы, обеспечивая их транспортом и жильём. Среди других функций общинного совета были обеспечение безопасности в городе, контакты с румынским оккупационным управлением, как местным, так и центральным, поддержание связи с Комитетом помощи в Бухаресте, с партизанами, ведение разведки. В гетто действовал свои суд, общинная казна, система распределения продуктов и товаров первой необходимости. Среди советских воинских частей, освобождавших Шаргород 20 марта 1944 г., было подразделение под командованием полковника Штерна и партизанский отряд Шустера. Шаргородская еврейская община пережила оккупацию, после войны здесь оставалось более тысячи евреев. В течение всех послевоенных десятилетий в местечке собирался миньян в жилом доме в нижней части города. Хранителем еврейской жизни долгое время был Симха Шамес, умерший в начале 1970-х гг. Рассказывают, что этот человек помнил даты смерти («йорцайт») всех шаргородских евреев, скончавшихся на его веку, и напоминал об этом их родственникам, чтобы те не забыли зажечь свечу и произнести «кадиш» на могиле. В 1987 г. в Шаргороде произошла вспышка антисемитизма. Поводом к тому послужило массовое отравление жителей города тортами местного производства (в результате отравления умер годовалый ребёнок). Руководитель предприятия общепита и его технолог были евреи (их обоих отдали под суд), и в Шаргороде усиленно стал распространяться слух о том, что евреи хотели отравить украинцев. В самом городе и окрестных сёлах нарастали погромные настроения, которые удалось преодолеть не без некоторых усилий. Вскоре выяснилось, что поступившие в общепит для изготовления тортов яйца были заражены сальмонеллезом. В период «перестройки» в самом начале 1990-х гг. в Шаргороде было образовано Общество еврейской культуры. Его возглавил Аркадий Шмулевич (сын Соломона Шмулевича, одного из руководителей общины в военное время), под синагогу был приспособлен небольшой частный дом. В апреле 1994 г. в Шаргороде была официально зарегистрирована еврейская община, которая насчитывала около 200 человек. Её председателем стал Григорий Райтман, а затем Инна Фридкина, преподаватель английского языка. | |
Просмотров: 50639 | Загрузок: 0 | Комментарии: 724 | Рейтинг: 3.3/3 |
Всего комментариев: 531 | 1 2 3 ... 53 54 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-20 21-30 ... 521-530 531-531 | |||||||||||